Георгий Болдин (fatman) wrote,
Георгий Болдин
fatman

Categories:

Окно в андерграунд

Культура, как известно, понятие многозначное и многокомпонентное. Ведь под этим термином понимают самую различную человеческую деятельность и способы человеческого самовыражения. И, как это часто бывает, некоторые виды самореализации являются достаточно специфичными и вызывают много споров. За пример можно взять граффити. Вот уж где скандалы не утихают до сих пор. Люди и власти все ни как не могут определить для себя: считать это вандализмом или искусным творчеством? Дать отмашку коммунальным службам на закраску уличных арт объектов или оставить их на радость горожанам. Думаю, чтобы ответить на эти вопрос, следуют просто тщательней разобраться. И прежде всего в истории граффити.



Искусство рисовать граффити пришло к нам из Америки, где свою популярность получило благодаря таким райтерам (человек, использующий текст за основу рисунка) как: "Taki183", "Julio204", "Тоp Cat"  и некоторым другим. Эти люди были своеобразными пионерами в уличном искусстве.



Изначально, граффити не использовалось уличными художниками, а предназначалось для отметки территорий конкурирующих банд. И лишь после того, как некий "Julio204" пометил свой рисунок и появилась творческая составляющая, началась эра уличного арта. На ранней стадии существования, творчество райтеров не могли похвастаться сложностью исполнения и больше походило на какие-то креативные каракули и росписи. Но с ростом популярности такого вида самовыражения, все больше людей хотело выделиться и популяризовать себя, и это стремление в последующем привело к усложнению техники нанесения рисунка.


Таким образом, за совсем небольшой промежуток времени (где-то лет 10-20) появилось невероятное количество стилей граффити, которые в корне отличались от первых рисунков: "Throw up" - бросок, "Bubble" - дутые буквы, "Blockbusters" - большие трехмерные угловатые буквы, "Messiah style" - накладывание букв друг на друга. И конечно, невозможно не отметить, появление такого стиля как "мasterpieces" - в основу изображения уже ложились не слова, а образы, символы, люди, герои комиксов. Это был настоящий прорыв в уличном искусстве, так как такой стиль требовал художественного видения, таланта и филигранных навыков.

Примечательно, что прогуливаясь по достопримечательностям курортного района, я сумел найти место, где можно проследить этапы развития стилей граффити в одном здании. Поднимаясь по лестнице, на его разрушенных стенах можно "любоваться" работами начинающих райтеров.



Здесь можно увидеть примеры самых ранних граффити в виде росписей или простейший рисунков.


Примитивный рисунок в стиле "Bubble"


Тут больше похоже на "Blockbuster"


А это, как мне кажется, уже больше похоже на "мasterpieces". Жалко, что такая приятная графическая работа была испорчена какими-то недоумками. Вообще рисунок очень сильно контрастирует с окружающей обстановкой. Эдакий созидательный образ прекрасного оазиса в рамках разрушенного окружающего мира.

Конечно, уровень исполнения на продемонстрированных рисунках явно хромает, зато показательно.

Так почему же, несмотря на созидательное начало, уличное искусство в какой-то момент времени было признанно незаконным?

На самом деле все очень просто. И ответ на этот вопрос кроется в людской природе. Дело в том, что у некоторых людей тяга к самовыражению не имеет границ, и они используют любую возможность, чтобы проявить свое "я". В некоторой степени отдельных райтеров можно сравнить с графоманами - лишь бы что-то сделать, нарисовать. Ко всему этому присовокупите конкуренцию среди таких же желающих славы художников. В итоге мы увидим разрисованные от "А" до "Я" улицы, поезда, трамваи, метрополитены, дома, мосты и прочие объекты инфраструктуры.

Конечно, включив здравый смысл, придет мысль в голову: что властям, которые, в масштабах хотя бы одной административно территориальной единицы, тратят бешеные деньги на поддержание городского имущества в порядке, и им не понравится в очередной раз перекрашивать поезд или дом.  Я уж не говорю о случаях, когда некоторые индивидуумы додумываются разрисовать памятник культурного наследия (здание театра или музея). Именно из-за неуемного желания сделать весь мир своим мольбертом, райтеры и уличные художники попали под молот правосудия властей. К слову, в США, в середине 90-ых, любителя порисовать граффити могло ожидать наказание в виде пяти лет лишения свободы.

Можно ли считать уличное творчество Вандализмом?

С юридической точки зрения, в российских реалиях рисунки на фасадах зданий, транспорте и прочих объектах будут считаться осквернением, что автоматом означает инкриминирование статьи 214 УК. В этом вопросе законодательная политика России солидарна со многим западными странами. Правда, наказание за данное преступление не в пример мягче.

Многие тут могут поспорить и сказать: мол, в действиях художников нет намерения на разрушение объекта, а соответственно "вандализмом" это никак не назвать. Конечно, некое зерно истины в их словах есть, но не стоит забывать, что статья 214 УК содержит в себе два объекта: А) Основной  - защита общественного порядка; Б) Дополнительный - защита нравственности. Поэтому  рисунки на фасадах зданий и сооружениях будут попадать под действия этой статьи в виду покушения на нравственность.

Исключением являются отдельные художники и команды, которым дано официальное разрешение на рисунки в городе. Или чьи работы были одобрены в последствии (например, HoodGraf и его портреты Цоя, Высоцкого и др.).

Правильно ли это?

Учитывая неугомонную людскую природу, и несмотря на любовь к граффити, я бы назвал это правильным. Иначе наш город, который на секундочку имеет далеко не один объект культурного наследния, превратится в детскую раскраску и исторический облик города будет навсегда испорчен.

Несмотря на то, что этот вид искусства достаточно противоречив, отношение общества к нему неоднозначно, совершенно не значит, что нельзя приоткрыть окно в его полузапрещенный таинственный мир.




Tags: блуждание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сумасшедшая цитата Мальцева: "Импичмент Путину!"

    Такая громкая, колкая, смелая фраза громогласно сотрясла пространство на Стрелке Васильевского острова, сказанная неизвестным мужчиной в рупор. И я,…

  • Жосткий джостинг в Ивангороде

    Путешествие в Ивангородскую крепость было интересно не только по причине лицезрения древних каменных красот, интересом к истории России; но и…

  • Ивангородская крепость

    Ивангородская крепость – одно из самых удивительных мест не только в России, но и во всем мире. Ведь нет больше мест, где прямо напротив друг…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →